Путин запутал россиян: Пообещал уйти, но потом «включил заднюю»

Популярное

Российский лидер готов ограничить президентские полномочия, но колеблется.

комментируют:

Алексей Макаркин

Федор Бирюков

 

Владимир Путин неожиданно дезавуировал собственные слова, сказанные в ходе большой пресс-конференции о внесении изменений в законодательство, регламентирующее порядок избрания президента России.

«Здесь нельзя только делать никаких опрометчивых шагов, и нельзя с этим спешить. Поэтому дискуссия идет, я тоже буду смотреть, как она развивается», — уточнил президент в интервью Павлу Зарубину, показанном на телеканале «Россия-24».

До этого в ходе публичной беседы с прессой Путин прямо высказался за отмену в Конституции РФ оговорки «подряд» в отношении двух сроков президентских полномочий. Это связано с позицией ряда политиков и политологов, объяснил он.

«Ваш покорный слуга два срока отслужил, потом ушел с этой должности и имел конституционное право вернуться на должность президента, потому что это уже было не два срока подряд», — отметил Путин. Кстати, о том же Путин говорил еще в 2012 году.

Рассуждая об ограничении президентских сроков, Путин готов говорить и о расширении прав Госдумы. Парламент мог бы выполнять какие-то дополнительные функции и нести дополнительную ответственность, считает он.

Очевидно, что перераспределение полномочий потребует внесения изменений в Конституцию. Путин выступил против принятия нового Основного закона, но готов реформировать старый. За исключением первой главы, которая устанавливает основы конституционного строя.

Мнение Путина об ограничении президентства двумя сроками было однозначно воспринято наблюдателями как его готовность уйти в 2024 году со своего поста навсегда. Однако последующие оговорки посеяли в этом сомнения.

Политолог Алексей Макаркин видит в предлагаемых Путиным мерах дрейф власти в сторону коллективного руководства.

— Высказывания президента — это публичный сигнал о том, что власть серьезно занялась вопросом 2024 года. Другое дело, что до этого момента еще много времени и поэтому не стоит спешить с какими-то конкретными прогнозами, фамилиями, с предположениями кто и кем будет.

Но из слов Путина об изменении формулы «два сроках подряд» следует, что президент не хочет пролонгации своих собственных полномочий. Иначе он сказал бы про «два срока», а не про слово «подряд». Но именно последнее слово оспариваемое.

«СП»: — Но чего он хочет? К какой формуле придет? Вряд ли президент просто уйдет на пенсию, оставив все полномочия приемнику. Переучреждение государства в союзе с Белоруссией обсуждалось, но в такую возможность верится с трудом — слишком масштабно для нашей власти…

— Сейчас больше изучается не белорусский опыт — он как-то не очень привлекателен, в том числе в связи с весьма сдержанным отношением российской власти к фигуре Лукашенко, а, например опыт Назарбаева (занявшего пост главы Совбеза РК с расширенными полномочиями — авт.). На него будут смотреть.

Ну и, кроме того, у нас президентская республика. Пожалуй, даже суперпрезидентская. И, наверное, есть желание чуть-чуть цену вопроса снизить. Это значит, что новое руководство должно быть в значительной степени коллективным.

«СП»: — Путин как раз говорил о возможности усиления роли парламента…

— Да, этот вопрос обсуждается. Правда, на таком уровне это было сказано впервые. Но у нас есть проблема — роль парламента была резко уменьшена в 1993 году. Это была реакция на огромный съезд-митинг, который тогда был, на столкновение президента со съездом. Со временем парламент получил кое-какие полномочия. В частности, право на проведение парламентского расследования (использовалось один раз после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС — авт.).

По мнению директора Института свободы, члена бюро президиума партии «Родина» Федора Бирюкова, часть ответственности за страну было бы полезно возложить на политические партии.

— Очевидно, что на пороге транзитной точки — 2021−2024 годов, Путин стал задумываться о том, какую политическую систему он оставит, перестав быть главой государства. Несмотря на то, что он, конечно же, останется в политике в целом и будет играть одну из решающих ролей, его эта конструкция заботит, и он хотел бы ненавязчиво, но уже сейчас начать высказывать свои рекомендации. Думаю, что внутри власти — в Кремле, в администрации президента, дискуссия идет уже предметно. Но пока Путин в своей излюбленной консервативной манере допустил изменения Конституции.

Не исключено, что Путин пришел к пониманию необходимости коренных изменений в политической системе. Возможно, он полагает, что те экстраординарные условия, в которых ему пришлось начинать президентскую работу, носят временный характер.

Разумеется, что различные сектора власти, партии будут трактовать эти высказывания в свою пользу или во вред конкурентам. Но это естественно.

«СП»: — Ограничение роли президента предполагает расширение роли других институтов власти. Путин упомянул, в частности, функционал парламента…

— Об этом всегда говорила и говорит оппозиция. Это может касаться как расширения рычагов влияния, так и ответственности. Например, возможность формировать правительство по итогам выборов и, естественно, отвечать за его политику перед избирателем.

«СП»: — А партии готовы взять на себя такую ответственность?

— Они мечтают об этом. «Единая Россия» фактически получила это право. Половина правительства является функционерами правящей партии, включая премьер-министра. Остальные — нет. КПРФ вспоминает правительство Примакова-Маслюкова, ЛДПР, непарламентские партии, либералы тоже имеют свои примеры. Но пока правительство у нас однопартийное.

Если бы была введена норма о формировании правительства партиями по итогам выборов, за короткое время негодные к реальной государственной деятельности партии уступили бы место тем, кто на это способен. Это был бы революционный шаг для развития нашей партийной системы.

«СП»: — Говоря о возможности правки Конституции, Путин допустил любые изменения, кроме первой главы, где зафиксированы базовые основы конституционного строя. Какие, по-вашему, это могут быть изменения?

— Мне показался очень интересным очередной выпад президента против ленинской национальной политики в плане смены тысячелетней унитарной традиции на конфедеративную. При этом он отметил, что Сталин был против этого. На это стоит обратить внимание, так как нынешнее деление Российской Федерации нам досталось в наследство и оно, как мы знаем, не идеально. Здесь возможны и даже нужны изменения, чтобы судьба страны не зависела от судьбы отдельной партии или политического класса, который может и ошибаться.

Путин предлагает определить в законодательстве опорные точки, которые были бы незыблемы при любом режиме, при любой идеологии, которая может влиять на страну даже не будучи записанной в Конституции. В этом плане для Путина обеспечение стабильности страны приоритетно и выдвигается на первый план в любом вопросе.

Оставьте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Помеченные поля обязательны для заполнения *

Используйте эти HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Lost Password

Sign Up